13 мая 2014 года состоялось заседание Межведомственной коллегии по вопросам развития дополнительного образования детей под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова.
В ходе заседания представители трех министерств (Минобрнауки, Минспорта, Минкультуры РФ), которым принадлежат центры творчества и досуга, школы искусств, спортивные школы, обсудили проект концепции развития системы дополнительного образования детей.
Согласно указам Президента, в ближайшие годы уровень охвата детей системой дополнительного образования должен достичь 75%, также планируется повысить и уровень заработных плат педагогов этой сферы.
- Основная цель концепции - расширить возможности дополнительного образования, сделать его доступным для детей из семей с разным достатком, - пояснил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, - Мы одна из немногих стран в мире, где дополнительное образование является бесплатным и широким по охвату. Но за 20 лет потенциал ослаб, и возникла необходимость обновления системы, нам надо использовать современные методики и подходы.
С докладами на коллегии выступили заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов, разработчик концепции развития дополнительного образования Александр Асмолов, заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, заместитель Министра спорта Российской Федерации Юрий Нагорных. Также в работе Коллегии приняли участие члены рабочей группы по разработке концепции развития дополнительного образования.
«Важнейшим достижением образовательной системы нашей страны является бесплатность дополнительного образования. В планах Правительства не только сохранение объема этих социальных гарантий, но и их расширение», – заявил Дмитрий Ливанов. Глава ведомства подчеркнул приоритетность развития данного направления. «Дополнительное образование – один из главных факторов формирования у детей способности адаптироваться к изменениям внешнего мира, к испытаниям – всему тому, что делает современного человека успешным и конкурентоспособным», – сказал Министр.
Основной целью разработки концепции, по словам Министра, является расширение возможностей допобразования для всестороннего развития, социальной адаптации и самореализации подрастающего поколения.
По данным 2013 года, в кружках и секциях занимаются около 59 процентов детей. Почти все - бесплатно. Вроде бы показатель не такой уж и плохой. Но, в основном, это младшие школьники, которые ходят в кружки музыки, танцев, рисования и спорта. При этом, по словам Аллы Маниловой, заместителя министра культуры России, музыкальные инструменты в большинстве школ искусств изношены на 70 процентов. Педагогов остро не хватает. Да и кто пойдет, если средняя зарплата в некоторых регионах от 8 до 10 тысяч рублей?
- За последние десятилетия мы потеряли 1336 школ искусств. Исчезли целые направления подготовки - хоровые отделения, оркестры струнных, народных инструментов, - рассказала на коллегии замминистра.
В бесплатный спортивный кружок не записаться даже в благополучной Москве - не хватает спортзалов, бассейнов, катков. А те, что есть, предлагают коммерческие занятия: бассейн - от 300 рублей, каток - от 800 рублей за час. Научно-технических, биологических кружков, можно сказать, и вовсе не осталось. Новая концепция очень сильно меняет нынешнюю систему дополнительного образования. Она, к примеру, предполагает, что наряду с традиционными музыкальными, спортивными кружками должны активно развиваться новые формы работы. Например, появятся детские интерактивные парки, технопарки, модульные интенсивные школы, тьюторские центры. На дополнительных занятиях будут активно использоваться дистанционные и сетевые технологии. Сетевое взаимодействие разных организаций - музеев, галерей, выставочных залов, научных институтов, спортивных школ, вузов станет одной из моделей развития дополнительного образования.
Вениамин Каганов рассказал о проделанной Минобрнауки работе при подготовке Концепции: разработан порядок оказания услуг в сфере допобразования, проведены совещания со всеми Федеральными округами и регионами по данному вопросу, начал свою работу Межведомственный Совет по развитию допобразования.
В ходе своего выступления замминистра также сообщил, что согласно статистическим данным, сегодня в России программами допобразования охвачено около 59% детей. «Система дополнительного образования в целом, и вопросы инфраструктуры, ресурсного обеспечения, развития профессиональных кадров в частности, нуждаются в обновлении и детальной проработке», – заявил Вениамин Каганов.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, который руководил рабочей группой по разработке Концепции, обозначил основные стратегические направления развития системы дополнительного образования. В своем докладе он отметил необходимость создания у детей мотивации к дополнительному образованию и всестороннему развитию.
Продолжится возрождение детских досуговых клубов, которые когда-то были в каждом дворе. Школы получат новый спортивный инвентарь и музыкальные инструменты. А кружки и секции для детей появятся даже в университетах. Частным школам, которые предлагают услуги дополнительного образования, дадут льготы по аренде, налогам и доступ к госзаказу наравне с государственными организациями. Зарплата педагогов вырастет и будет сравнима с той, что получают школьные учителя, а те школы, центры, технопарки, которые покажут высокие достижения, получат дополнительные средства. К занятиям разрешат привлекать волонтеров и родителей, а будущих директоров досуговых центров научат основам менеджмента и маркетинга.
Все прекрасно, но есть два важных вопроса: где найти деньги и как распределить их, если все дополнительное образование поделено между тремя ведомствами - Минобром, Минкультом и Минспортом - и отдано на откуп регионам?
Директор Института развития ВШЭ Ирина Абанкина, которая участвовала в разработке концепции, предлагает: для начала нужно создать особый федеральный фонд финансирования программ дополнительного образования, откуда деньги пойдут в региональные фонды. Во всех регионах должны быть разработаны нормативы затрат. Так что уравниловки в любом случае не будет. Но если к содержанию концепции вопросов у экспертов вопросов нет, то к финансовому обеспечению их много. И Ирина Абанкина уже дала понять, что, возможно, придется менять ряд законов.
По итогам заседания стало ясно, что окончательное утверждение концепции развития дополнительного образования планируется в июле после рассмотрения проекта в Правительстве Российской Федерации. Затем будут приняты меры по усовершенствованию информационно-правовой базы, сформированы механизмы ресурсного обеспечения, введена электронная запись учёта достижений учащегося, разработан профстандарт для педагогов допобразования.
В своем заключительном слове Дмитрий Ливанов заверил, что финансирование системы дополнительного образования в ближайшие годы будет увеличиваться.
http://www.eduhelp.info/page/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-profinansiruet-gosbjudzhet